Кризис и рынок недвижимости

Вернуться к статьям

Оптимизация расходов на аренду офисных помещений – верный спутник кризисных времен. Экономия помогает компании пережить трудности, но добавляет их девелоперам. 

Первым делом сокращаются затраты на развитие новых проектов, увольняется часть сотрудников и урезаются расходы на аренду. Новые объекты не строятся, а доход от старых падает.

Еще одна сторона кризиса – политические риски, на которые обращают внимание зарубежные компании. Часть их просто уходит с рынка, а другая – перевозит представительства в регионы. Сокращение штата всех крупных организаций приводит к уменьшению требуемых площадей. Часть компаний просто банкротится.

Предыдущую волну кризиса (в 2008 году) собственники недвижимости смогли пережить благодаря уступкам. Заключались контракты на меньшие суммы, договоренности переводились в рубли, арендодатели стремились всеми силами сохранить клиентов. Применялась даже крайняя мера – аренда по цене коммунальных услуг. Однако собственникам нелегко было привыкнуть к уменьшению дохода.

Выход по оптимизации арендных платежей для арендатора обычно прост – переезд в меньшие по площади или более удаленные от центра помещения.

Перенести офисы за пределы Садового кольца первыми решили крупные зарубежные корпорации (Microsoft, например). Удаление от центра позволило им без повышенных затрат на аренду обеспечить работников комфортными условиями труда. Все больше западных корпораций следует этому примеру. Сохранить престижный адрес помогает только сокращение площади арендуемого помещения. Актуально расположение в центре для компаний с большим потоком клиентов. В целом, выгода от ситуации для среднего и бюджетного бизнеса – сокращение затрат на аренду.

Еще одна положительная сторона кризиса для бизнеса – ориентированность девелоперов и собственников на своего клиента. Отток арендаторов, высвобождение площадей и снижение ставок приводит к большей «сговорчивости» владельцев недвижимости. Усугубляется положение и дисбалансом предложения и спроса. Количество новых площадей в Москве выросло на четверть, а спрос на них не увеличился. В таких условиях арендодатели готовы идти на уступки.

Новые компании смогут найти помещения по привлекательным ценам, при заключении договора ставку можно уменьшить на 10% - 30%. Для привлечения клиентов собственники готовы предоставить арендные каникулы и включить коммунальные услуги в счет оплаты и многое другое..

29.06.2015